Защита прав потребителей

Защита прав потребителей – юридический механизм, необходимый для нормального функционирования всех сфер инфраструктуры и рынка товаров и услуг. Существует Закон «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителем и стороной, которая предлагает свой товары или услуги (изготовителем, продавцом, поставщиком). Закон предусматривает установление конкретных прав потребителя, варианты возможных нарушений, механизмы защиты потребителя и ответственность за нарушение его прав.

Согласно закону, каждый потребитель имеет право на определённое качество получаемых им товаров и услуг. Каждый изготовитель или продавец обязан обеспечить безопасность своего товара или услуги для жизни, здоровья и целостности имущества потребителя. В его же обязанности входит предоставление гарантии (если таковая предусматривается) и гарантийное обслуживание, необходимый уровень качества выполняемых работ или предоставляемых услуг, заключение требуемых договоров на покупку товара или услуги. Одним из важнейших обязательств стороны, предоставляющей товары и услуги, является обеспечение для потребителя свободного доступа к достоверной информации о продукции, сроках действия и годности, правилах хранения и эксплуатации и т.д.

Кроме того, закон предусматривает для потребителя возможность обменять товар, если он не удовлетворяет требования потребителя, на аналогичный по сумме в течение 14 дней.

Если все перечисленные обязательства не выполняются, что более чем распространено в повседневной практике, потребитель имеет обоснованное право на защиту своих интересов. В таком тонком вопросе, как защита прав потребителей, хорошую роль может сослужить своевременная и квалифицированная юридическая консультация.

Обязательным условием для обоснования искового заявления по нарушению своих прав, а также для самого судебного разбирательства, является наличие фискального чека на проведенную финансовую операцию по покупке товара или оплате услуг.

Действующее законодательство предусматривает два варианта урегулирования конфликта между потребителем и продавцом: досудебное разрешение конфликта и судебная защита прав потребителей.

В досудебном порядке осуществляется подача письменной претензии с подробным и четким обоснованием всех выдвигаемых требований. Кроме того, необходимо представить документы, которые подтверждают оправданность претензий. Не лишним в этом процессе будет поэтапное юридическое сопровождение.

При разрешении конфликта и реализации защиты прав потребителей в судебном порядке, необходимо обеспечить всю документальную базу (чеки и квитанции, договора, заключения требуемых экспертиз и т.п.), а так же квалифицированное представительство в суде.